Нажмите на кнопки
+
чтобы попасть в этот мир
,
Куратор: Женя Чайка

Елена Аносова (Иркутск, Москва),
Нина Бисярина (Екатеринбург),
Евгений Гаврилов (Новосибирск),
Михаил Добровольский (Воронеж),
Катя Егорова (Якутск, Москва) и Егор Клочихин (Бердск, Москва),
Владимир Марин (Калуга),
Ульяна Подкорытова (Брянск, Москва),
Екатерина Поединщикова (Екатеринбург),
Анна Снегина (Екатеринбург),
Глеб Столяров (Екатеринбург),
Фёдор Телков (Екатеринбург),
Татьяна и Денис Трачевские (Екатеринбург)
Художники:
Команда арт-резиденции «Полярис»:
Валентина Горшкова,
Ярослав Греков,
Валерия Вартеванян,
Дмитрий Добриев,
Эльза Емельяненко,
Мария Кислинская,
Александр Колганов,
Денис Кречун,
Юлия Ластавляк,
Екатерина Лукина,
Рустам Морганов,
Ева Смолина,
Павел Титов,
Полина Фролова,
Сергей Шинтасов,
а также Анастасия Прудаева
Команда проекта:
Владислав Булатов, Тина Гарник, Анастасия Деткова
Монтаж выставки:
Виктор Белецан, Бауржан Жумабейсов,
Аска Каримов, Александр Колганов,
Сергей Минеев, Алексей Соцкий

Выставка по итогам номадической резиденции
ВЕСЬ ЭТОТ МИР
Видеодокументация выставки:
Глеб Столяров


Работы художников Урала, Сибири и Центральной России вдохновлены экспедицией по Ямалу. Все 13 произведений созданы специально для этого проекта и посвящены Ямалу, каким его увидели художники.
В сентябре 2023 года 12 художников из разных российских городов посетили Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Тарко-Сале, Новый Уренгой, Лабытнанги и Салехард, чтобы исследовать культурные особенности Ямало-Ненецкого округа. Куратор Женя Чайка назвала эту экспедицию номадической резиденцией: от слова «номад» - кочевник, странник. Результатом художественного исследования и стала выставка «Весь этот мир», которая создана специально для арт-резиденции «Полярис».
Через работы, созданные специально для выставки, художники и транслируют свое понимание Ямала. «Весь этот мир» сотворен из всего, что авторы увидели, узнали и почувствовали во время экспедиции. Это разнообразный опыт: от бытовых подробностей, таких как транспорт и устройство переправ, до особенностей распространения звука в тундре и изучения ненецкого языка. Из множества частей северного мира – сложился мир, представленный на выставке.
Разработка сайта:
Екатерина Бутько


Дизайн выставки
Лого и фирменный стиль - Владимир Марин
Материалы к выставке - агентство CHKD design:
Алексей Чекед, Ангелина Пимахина

Команда и участники проекта благодарят всех, кто участвовал в организации экспедиции и подготовке выставки:

Анна Башкова, Герман Бардин, Артём Бойков, Сергей Вануйто, Павел Грабельников, Наталья Емельянова, Игорь Каклеев, Максим Калашник, Рустам Калмурзин, Мария Климова, Владимир Кононов, Татьяна Лар, Максим Максимчик, Максим Огнев, Никита Перцев, Галина Поленова, Герман Сандрин, Игорь Сегеда, Ольга Соболева, Нечей Сэротэтто, Филипп и Татьяна Тайшины, Станислав Терешков, Юлия Тюменцева, Римма и Татьяна Худи, Денис Шарафутдинов

Резиденты арт-резиденции «Полярис»:
Валентина Горшкова, Даниил Кожевин, Ингрид Сафронова, Яна Семёшкина, Антон Скнарь, Агния Оводова

Управления молодежной политики Ноябрьска, Муравленко, Губкинского, Тарко-Сале, Нового Уренгоя, Лабытнанги и лично:
Артём Афонин, Дарья Гаран, Елена Кригер, Кристина Печинская, Венера Рафикова, Екатерина Руколь

А также:
Сотрудники, ученики и выпускники школы-интерната № 1 в г. Муравленко
Сотрудники этностойбища «Мув Тай»
Музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского
Окружной дом ремесел
Окружной центр национальных культур
Ателье «Дамское счастье»

Ассистент куратора:
Соня
Каждое утро мы просыпаемся в новом мире;
мы выдумываем, стираем из написанных строчек,
выкрикиваем возгласами из чужих слов,
бросаемся, спотыкаясь и ковыляя,
выныриваем, вымучиваем, падаем – и снова.
Снова каждое утро мы рисуем себя,
рисуем этот мир,
разбавляем его необъятной прозрачной основой,
падаем.
Мы меряем этот мир шагами,
мы замедляемся, вскакиваем, мы бежим стремглав,
ломаясь.
Мы строим мир из наших слов и предчувствий, мы растворяемся в нем,
когда-то захлебываемся воспоминаниями и тонем,
тонем, не находя дна, силясь оттолкнуться, вынырнуть, крикнуть.
Когда-то закрываем глаза и, не колеблясь, отдаемся блаженству.
Мы глядим, как – из лоскутов и осколков – собирается этот мир.
Мы никогда не видим его целиком. Наверное, такое и невозможно вовсе.
Мы ткем, каждый свое покрывало, ждем у моря погоды, разбегаемся – и замираем.

Каждое слово, каждый знак –
…камни, витрины музеев, снежный иней на ветках деревьев, тени, оброненные в подворотне, несвязные возгласы случайных прохожих, шапки, свои и чужие, чарующие песни на незнакомых языках, разноцветие мха, мечты о встрече с оленями, подушки-лягушки на тонком льду, осенняя тундра, реки и горы, усталость во взгляде и беспричинное счастье в безудержном смехе, забытые шарфы, истории про божественных птиц и воплощенных в дереве духов, бесцельно раскинутые сети и рыбы, отражающиеся в небе, подземные мамонты, танцующая мерзлота, провода из окон и тепло очага, разложенного в центре чума…
– всё это собирается в копилку нашего мира,
всё это настаивается, наслаивается,
всё это не меркнет, преображается, составляя то самое целое, в котором мы все время видим что-то одно
до тех самых пор, пока не решаемся посмотреть все вместе и разом,
и тогда появляется шанс, мгновение, увидеть собранный – по крупинкам, снежинкам, песчинкам – весь этот мир.


Анна Снегина
Улов, 2023–2024

Двухканальное видео, 2’34’’; гамак из рыболовной сети; объекты, до 50 см, 5 штук; печать на ткани бифлекс, принт на основе кадров из Харампура и Тарко-Сале
Видео – Глеб Столяров
+
По легенде, небесная кошка научила местных жителей рыбачить. С тех пор рыболовный промысел кормит коренные северные народы. Анна Снегина, вдохновляясь увлечением своего деда, вручную сплела розовую рыболовную сеть и взяла ее с собой в экспедицию. Она рыбачила в северных водоемах, а затем и в песке, стараясь прояснить для себя историческое название рыбоугодий – «рыболовецкий песок».

Для Анны Снегиной во время рыбалки в песке сеть утрачивает функциональность: «Извлекая сеть из водной среды, для которой она предназначена, заранее понимаешь невозможность выполнения ею основной функции. Погруженная в песок, как в «прах воды» (Башляр), она утрачивает свой утилитарный статус и становится чем-то большим. Неким абсолютом вне времени, как те сети, подвешенные к потолку в сарае моего деда, пахнущие всеми морями мира, в которых они никогда не бывали».


Работа Анны Снегиной «Улов» создана в 2023–2024 в рамках экспедиции по Ямалу и выставки «Весь этот мир» (куратор – Женя Чайка, сентябрь 2023 – март 2024, арт-резиденция «Полярис»)

Фото Фёдора Телкова

Ульяна Подкорытова
567 видов снега, 2023–2024

Видео, 3D графика, караоке-будка, текст
Песни созданы на основе интервью с Татьяной Лар и Германом Сандриным
Видео - Глеб Столяров
+
Художница Ульяна Подкорытова выбрала яркую китчевую форму, чтобы пересказать пронзительные документальные истории из детства двух коренных жителей Ямала. В караоке-будке звучит простая мелодия, а анимированный текст приглашает пропеть песню маленькой ненки или мальчика-ханта на любом из трех языков (текст составлен художницей на ее родном языке, русском). Все это выглядит как забавная игра. Однако эти сюжеты раскрывают, с какими сложностями было сопряжено обучение в школе-интернате, а также как непросто представителям коренных народов принять новые правила большого мира.

Видеопейзажи зимней тундры и переливающийся цифровым золотом мифический шестиногий лось, который словно парит над судьбами людей, контрастируют с условностью и нарочитостью оформления будки-муляжа, явно попавшей сюда из какого-то другого измерения.


Работа Ульяны Подкорытовой «567 видов снега» создана в 2023–2024 в рамках экспедиции по Ямалу и выставки «Весь этот мир» (куратор – Женя Чайка, сентябрь 2023 – март 2024, арт-резиденция «Полярис»)

Фото Владимира Марина
Арт-группа βetamodern (Татьяна и Денис Трачевские)
Ненянг хани ӈылека, 2023–2024

Медиаинсталляция
Металлопластиковая труба, пластик, стальная проволока, порилекс, адресная диодная лента, контроллер Arduino, датчики объема, микрокомпьютер
+
Словом «ненянг» в ненецком обозначается и комар, и июль – месяц, когда на Ямал приходят полчища москитов и мошкары. Несмотря на прогресс, представители коренных народов севера предпочитают не травить назойливых насекомых, а отгонять их с помощью задымления. У этого обычая есть рациональное объяснение: уничтожение комаров оставит без корма рыбу, а значит – ослабит рыболовный промысел.

Этой особой экологической культуре посвящена интерактивная инсталляция, название которой переводится как «Чудище – детеныш комара». Всё живое во вселенной имеет свое назначение, и эта неразрывная связь заставляет мифическую личинку комара реагировать на присутствие теплокровного человека. Алгоритм взаимодействия с ненянгом художники предлагают зрителю разгадать самостоятельно.

Работа арт группы βetamodern «Ненянг хани ӈылека» создана в 2023–2024 в рамках экспедиции по Ямалу и выставки «Весь этот мир» (куратор – Женя Чайка, сентябрь 2023 – март 2024, арт-резиденция «Полярис»)

Фото Фёдора Телкова
Владимир Марин
Тени, 2023–2024

Дерево, металл, эмаль 8 объектов, размер варьируется; аудио, голос Татьяны Лар
+
Северная легенда рассказывает, как два брата не поделили солнце. Брат из нижнего мира спрятал его на целую полярную ночь. А брат из верхнего мира попросил отдать хотя бы тень – вместе с ней забрал и солнце. Ведь тени без света не бывает.

Тень тоже может рассказывать свои истории и даже загадывать загадки. Владимир Марин выбрал персонажей из ненецких загадок, чтобы создать свои образы тени-ночи, врезающиеся в светлые тона фона-дня. В наушниках можно услышать загадки на русском и ненецком языках, а глядя на панно, найти отгадки.


Работа Владимира Марина «Тени» создана в 2023–2024 в рамках экспедиции по Ямалу и выставки «Весь этот мир» (куратор – Женя Чайка, сентябрь 2023 – март 2024, арт-резиденция «Полярис»)

Фото Владимира Марина

Глеб Столяров
Какой сегодня Ты? 2023–2024

Печать на холсте, аппликация, видеомэппинг
+
«Ты» – это «олень» на ненецком. Жизнь на Ямале с самого начала зависела от оленей: оленеводство обеспечивало ненцев едой, одеждой, жильем и транспортом. Нефть стала важным ресурсом относительно недавно, но теперь жизнь на Ямале зависит и от нее. Не станет оленей и нефти – тогда из региона уйдет жизнь.

Игра слов в ненецком и русском языках вдохновили художника на создание зеркальной аппликации, в отражении которой можно увидеть себя, как в популярных онлайн-тестах «Какой ты персонаж?». А множество слов в ненецком для разных оттенков белого – на самую северную отсылку к знаменитой работе Энди Уорхола. Некоторые олени черно-белые, а некоторые – яркие и цветные, стремительная смена этих состояний отражает и личный путь художника.

Работа Анны Снегиной «Улов» создана в 2023–2024 в рамках экспедиции по Ямалу и выставки «Весь этот мир» (куратор – Женя Чайка, сентябрь 2023 – март 2024, арт-резиденция «Полярис»)

Фото Фёдора Телкова

Евгений Гаврилов
Нижний мир, 2023–2024

Видео, 3D-сканы, 3D-графика, звуковой коллаж из полевых записей
+
В работе звучат голоса участников проекта, Игоря Сегеды, Анны Александровны Башковой, а также обитателей этностойбища «Мув Тай»

Видеоинсталляция Евгения Гаврилова вдохновлена легендой о сихерти – предшественниках сегодняшних коренных народов на Ямале. Когда пришли «настоящие люди» (так на ненецком называются ненцы), сихерти спустились под землю в нижний мир и с тех пор пасут там мамонтов – подземных оленей.

Во время экспедиции по Ямалу художник с помощью 3D-сканера создавал цифровые версии экспонатов музеев, памятников и элементов ландшафта. Они наполнили вымышленный мир, который кому-то напомнит компьютерную игру, а кому-то покажется идеальным местом, чтобы спрятаться.

Работа Евгения Гаврилова «Нижний мир» создана в 2023–2024 в рамках экспедиции по Ямалу и выставки «Весь этот мир» (куратор – Женя Чайка, сентябрь 2023 – март 2024, арт-резиденция «Полярис»)

Фото Глеба Столярова
Екатерина Поединщикова
Сказка про день и ночь, 2023–2024

Живопись, акрил, 7 двусторонних холстов, 80 х 250 см
+
Ямальские день и ночь – это очень большие отрезки времени, их противоположность усилена самой природой. Вместе с тем, невозможно представить день без ночи, а ночь – без дня. Екатерина Поединщикова воплотила это противостояние в образах братьев-близнецов – темного и светлого. В сказочном мире художницы они встречаются с обитателями севера и персонажами северных легенд – песцом, вороном, оленем и другими.

С помощью акварельной техники, размытых пятен и разводов краски Екатерина создала атмосферу северного сна, где нет однозначного разделения на добрых и злых персонажей, нет постоянных форм и оттенков. Братья-близнецы такие разные, но они всегда отражаются друг в друге, подобно солнцу и тьме.


Работа Екатерины Поединщиковой «Сказка про день и ночь» создана в 2023–2024 в рамках экспедиции по Ямалу и выставки «Весь этот мир» (куратор – Женя Чайка, сентябрь 2023 – март 2024, арт-резиденция «Полярис»)

Фото Глеба Столярова
Елена Аносова
Внутри мягкого золота, 2023–2024

Цифровая печать, 16 полос, 87 кв. м
+
Елена Аносова создала бесшовную текстуру из фотографий соболиных черепов, собранных охотниками. Мех соболей, ямальское «мягкое золото», был нужен только для торговли с внешним миром: он плохо держит тепло, но хорошо продается. Колонны, на которые нанесен принт, оборачиваются столпами нашего мира. Чтобы разглядеть на них кости, нужно остановиться и присмотреться. Каждый может увидеть что-то свое, будь то черепахи, киты или соболя.



Работа Елены Аносовой «Внутри мягкого золота» создана в 2023–2024 в рамках экспедиции по Ямалу и выставки «Весь этот мир» (куратор – Женя Чайка, сентябрь 2023 – март 2024, арт-резиденция «Полярис»)

Фото Глеба Столярова