«Глаза попозже зайдут» – выставка, появившаяся как итог двух поездок художницы Самарии Нуруловой на Ямал. В первый раз Самария работала в арт-резиденции «Место рождения» и изучала с группой художников Салехард. Второй поездкой стала недельная экспедиция в стойбище кочевников, куда она отправилась уже одна.
Самария Нурулова – художница с совершенно классическим художественным образованием: окончила Художественное училище имени Н. К. Рериха, потом Академию художе
ств имени И. Е. Репина в Петербурге, смотрит на мир не только широко открытыми глазами, но словно сердцем. Удивительно, но академическая школа не только не убила в ней это умение чувствовать мир живо и ярко, как умеют только дети, но и словно помогла структурировать этот поток сознания в систему связных и трогательных образов.
Самария стала одним из художников, которых пригласили в арт-резиденцию «Место рождения», и выбрала для себя формат экспедиции для того, чтобы погрузиться в мир Севера. В апреле 2023 года она отправилась на неделю жить в стойбище. Выставка — результат её наблюдений и ощущений от этих дней.
Кажется, что 7 дней — это очень мало, но для городского человека оказаться оторванным от цивилизации, за десятки километров от света и тепла городов, посреди белого безмолвия тундры – это настоящий прыжок веры. Ощущение подлинной свободы, жизни для себя – вот, что поразило художницу в том, как живут кочевники. Стойкость людей, их спокойное принятие жизни, красота, которая всегда несёт в себе функцию, а не заменяет её, продуманность быта, гармония человека и природы, где он – её естественная часть, и живёт, не отрицая своей животной сущности.
Пребывание Самарии в стойбище совпало с забоем оленей, и художница была поражена своей спокойной реакцией на действо, которое городской житель чаще всего отрицает и которого боится и избегает. Спокойствие и естественность всего происходившего, даже ритуальность не испугали и вызвали только принятие и трепет в сердце. «Смерть очень рядом с зеркалом, в котором ты можешь увидеть Тайну», – напишет Самария в путевых заметках.
Наверное, нам всем нужно уехать очень далеко от привычного и комфортного быта, чтобы принятие собственной хрупкости и смертности перестало пугать до ужаса, а стало просто частью повседневной жизни. Жизнь и смерть всегда рядом, это естественно, как смена сезонов. Естественно и непреодолимо.
Эта выставка, выстроенная как тотальная медиаинсталляция, собрана по принципу кораля – переносного загона для оленей, мы используем ткани, чтобы зонировать пространство, внутри которого движутся два видеопотока, они проигрываются одновременно, наслаиваются, словно сливаются друг с другом. Одно видео снято внутри чума, второе – вне его. Отсюда и название «Глаза попозже зайдут», описывающее зрительные ощущение от перехода из белоснежного холода тундры в полутемный уют чума.
Между полотнами ткани расположены стволы деревьев, тонкие силуэты словно растворяются в движущихся образах, которые перемещаются по полупрозрачной ткани.
Для выставки композитор Дмитрий Мульков создал музыкальную композицию из двух частей, которую автор назвал «Тундра».
Форма инсталляция была выбрана как наиболее доступный проводник для перенесения видео и фотообразов в трёхмерное пространство, мы выпускаем наши воспоминания в воображаемый кораль, как кочевники оленей.
Куратор: Анастасия Пронина.
Художница: Самария Нурулова.
Архитектор: Полина Тимофеева.
Композитор: Дмитрий Мульков.